Дата: Воскресенье, 2007.Фев.25, 00:32:03 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Созидатели
Сообщений: 32
Статус: Offline
О состоянии скейтбординга у нас и за рубежом
История российского скейтбординга насчитывает около пятнадцати лет, стритстайла - около десяти, что приблизительно в два раза короче, чем история американского скейтбординга. Там, за океаном, скейтбординг уже совершил однажды полный цикл своего развития: сначала этап малоизвестности, андерграунда, потом времена массового увлечения, небывалой популярности, и, наконец, период упадка, разочарования, когда остались только самые ярые, верные приверженцы.
В конце 90-х произошел новый, небывалый доселе, всплеск интереса к скейтбордингу, продолжающийся и по сей день. Настолько яркий, что даже крупнейшие транснациональные корпорации, такие как "Кока-Кола" и "Сони", отреагировали: на скейтбординге можно делать деньги, - и начали вкладывать в него средства. Наступили благословенные времена процветания скейтбординга с мультимиллионной индустрией, стоящей за спиной каждого скейтера. Сегодня талантливые скейтбордеры подписывают солидные контракты со своими спонсорами, позволяющие прикупить домик, приличный автомобиль. Их пластиковые игрушечные фигурки валяются на полках американских супермаркетов рядом с фигурками Бэтмена и Спайдермена.
Во многих городах местная администрация по собственному почину субсидирует строительство публичных скейтпарков, вбухивая огромные деньги. Стоимость скейтпарка Riverwalk в Денвере, штат Колорадо, обошлась его устроителям в один миллион долларов. Из печатного станка выползают пачки специализированных журналов, страничный объем которых порой достигает трехсот страниц. А скейт-видео "The End" компании Birdhouse и "The Storm" компании Osiris выпускаются в формате DVD. К "Шторму" прилагается отдельно компакт-диск с записанным на нем саундтреком.
Фото Тони Хока, самого раскрученного в мире скейтбординга профессионала, печатают на почтовых открытках, а в книжных магазинах можно приобрести мемуары "живой легенды". На приставке Playstation компании Sony издаются игры "Tony Hawk's pro skater" и "Tony Hawk's pro skater 2", в разработке которых Тони, конечно, принимает непосредственное участие. Игры моментально взлетают на вершины компьютерных хит-парадов. Его ближайший конкурент Энди Макдональд, шестикратный золотой медалист X-Games в рампе, обладатель недавно побитого мирового рекорда (прыжок на роликовой доске в длину - 16,11 м), тоже умудрился выпустить компьютерную игру "MTV Sports: Skateboarding featuring Andy Macdonald". Он был гостем на популярном телевизионном шоу канала NBC, которое смотрит около шести миллионов американцев.
Жизнь кипит в американской скейтбордической индустрии: каждый месяц на рынке появляется еще одна новая компания, а последний каталог "скейтшопа по почте" - CCS скоро перегонит по количеству страниц любимую американцами Библию. Кстати, у CCS дела идут настолько хорошо, что владельцы с легкостью могут дать четырехстраничную рекламу в таком крупном скейтборд-журнале, как "Thrasher". Этот магазин выпускает свои фирменные скейтборды, а другой крупный скейтшоп FTC (Сан-Франциско) периодически устраивает презентации своего нового скейт-видео. В тепличных условиях подрастает молодое (до 16 и младше) поколение крутых райдеров: Шон Уайт, Ричи Белтон, Райан Шеклер. Вот, например, Райан Шеклер - номер один в американском рейтинге "любителей" (amateur). Ему 10 лет, а про него уже печатают статью в "LA Times". Его спонсоры - Etnies, Volcom и другие мажорные бренды. Они экипируют мальчика с головы до ног, предоставляя бесплатно свою продукцию: от солнечных очков до шнурков на ботинках. На их деньги папа построил для Райана целый скейтпарк на заднем дворе. Райан катается за World Industries в команде со взрослыми мужиками. Каково?
В отличие от Штатов, скейтбординг в СССР появился только в начале 80-х. Огромное влияние на развитие движения в стране Советов новомодного спорта оказала демонстрация в кинотеатрах двух американских фильмов про скейтеров: "Достигая невозможного" и "Столкновение". Начался бум, несколько военных заводов переквалифицировались на выпуск скейтов. Но борды, на которых можно прыгать, делали только за границей, недоступной для граждан СССР. Информация также плохо просачивалась из-за рубежа. Поэтому популярность скейтбординга постепенно сошла на нет к середине 90-х. Второе пришествие началось в 96-97-м годах, когда у молодежи появилась реальная возможность выезжать за границу. А скачок роста популярности произошел, когда в Москве открылось несколько скейтшопов. Сразу же появились первые профессионалы и начали проводиться соревнования. Активная пропаганда скейтбординга велась каналом MTV, передачами "Новая Атлетика", а также программой "Точка отрыва" на ТВЦ (еще раньше это был "Спорт на грани" на СТС).
"Сейчас в России скейтбординг активно развивается, - утверждают чуть ли не в каждом материале, посвященном роликовой доске, в многочисленных молодежных изданиях и телепрограммах, - так как появились все условия: открылись магазины, скейтпарки, появилось видео, есть на кого посмотреть". Спору нет, скейтбординг-то в России развивается, против этого, пожалуй, не попрешь. Развивается по сравнению с теми временами, когда человек, умеющий делать кикфлип, уже считался крутым скейтером. А вот насчет того, что "активно" и что "для этого появились все условия" - это весьма и весьма спорно.
У нас до сих пор нет ни одного крытого скейтпарка, а ведь зимой на улице особо не покатаешься. Строили крытый мегаскейтпарк в Медведково, анонсировали открытие в журналах. Строили - не достроили. Ходят слухи, что вообще не достроят. Снесли открытый скейтпарк, построенный специально для скейтбордеров рядом с магазином "Неолимпийские игры" на Большой Филевской. Зато теперь там много пустого места, есть, где поставить джип дяденьке из соседнего офиса.
Из-за всей этой ерунды у нас в стране до сих пор нет ни одного реального верт-скейтера, человека, который бы умел кататься в настоящей четырех-пятиметровой рампе. Почему? Элементарно, за всю историю отечественного скейтбординга так и не было построено ни одной приличной скейтборд-рампы. Парк Победы на Поклонной горе также, возможно, в этом сезоне станет еще одним недоступным местом для катания. Администрация приготовила сюрприз для всех, кто намеревался безнаказанно скакать по мраморным и гранитным парапетам, деревянным скамейкам. Приколотили повсюду таблички с угрозами о привлечении к уголовной и административной ответственности за порчу народного имущества.
Наша система спонсорства практически не развита по нескольким причинам и находится на зачаточном уровне - формирование команд при магазинах. Только совсем недавно скейтеры стали подписывать контракты со спонсорами, до этого все отношения регламентировались на уровне устной договоренности. Пока нет ни одной приличной про-команды, мало-мальски известной и раскрученной, как команда Roces в роликах. Никто еще не проводил никаких демо и туров. Неясно, почему наших скейтеров, выступающих за тот или иной магазин, называют "прорайдерами"? В терминологии американского (читай "международного") скейтбординга "pro" называют такого скейтера, чей спонсор выпустил продукцию с его инициалами. За это он получает процент от продажи. Остальные члены команды называются "эметерами", от англ. amateur - "любитель", сокращенно - "эй эм". Так вот наши "профессионалы", на самом деле, являются чем-то вроде "эй эм".
Главной же проблемой, препятствующей бурному развитию скейтбординга в России, остается низкий уровень жизни населения. Для нас скейтбординг - это элитарный вид спорта. Хотя во всем мире скейтбординг считается чуть ли ни самым демократичным и доступным видом экстрима. Здесь же он просто не по карману многим подросткам, чьи родители получают по 2000 р. в месяц. Полный комплект (дека, подвески и колеса плюс прочая мелочевка) в московском магазине стоит около $200. При активном катании, по любому, деку (стоимость около $70) придется менять хотя бы раз в полтора месяца. А еще подвески раз в полгода, подшипники, болты и т.д. Вот и получается: no money - no skateboarding!
И все-таки российский скейтбординг продолжает упрямо развиваться. Медленно, но верно. В прошлом сезоне вышло скейт-видео "Кто здесь?" (2000), а в феврале этого года была презентация еще одного фильма под названием "Коалиция" (2001). Если рассматривать уровень развития российского скейтбординга через призму видео, снимающегося у нас, то последнее видео - это значительный скачок вперед: появилось много новых способных ребят, возрос уровень выполняемых трюков. "Коалиция" - четвертое отечественное "скейт-кино". Кроме названных, еще были: "Столица" (1998) и "Апокалипсис" (1999).
В Питере возникла отечественная компания под названием Matrix, выпускающая доски и неплохие дешевые подвески, уже снискавшие популярность у скейтеров двух столиц. Matrix стала одним из спонсоров проходившего в Санкт-Петербурге "Street Fest 2000", соревнований по "городским" экстремальным видам спорта, в том числе и скейтбордингу, с сумасшедшим, по нашим меркам, призовым фондом в $3000. Победил паренек из Финляндии Юра Питканен, уделав многих наших "профессионалов". В прошлом сезоне состоялась вторая (возможно, последняя) летняя серия контестов, организуемых скейтшопом "Неолимпийские игры" в Москве.
Возникают новые журналы, пишущие об экстремальных видах спорта и о скейтбординге в частности. К сожалению, так и не увидел света второй номер журнала "Skate'n Snow" (бывший "Xstrеam", обновивший редакцию). "Crazy Roller" переименовался в "Crazy спорт", но продолжает писать о роликах, вышел третий номер журнала "Доски". Будем надеяться, что, несмотря на различные преграды, все у нас получится. Появятся свои крытые скейтпарки, первоклассные про-команды и международные соревнования, демо-туры по стране и мощное скейтборд-движение среди молодежи. Когда-то, весной 97-го года, малочисленные московские скейтеры мечтали об открытии скейтшопа, чтобы не просить каждый раз знакомых привезти доску из-за границы. Спустя четыре года у них появилась возможность выбирать из двух десятков брендов. Будем мечтать дальше, вдруг эти мечты тоже чудесным образом сбудутся.